войти через Google+ войти через VK
Интересные факты: 18 июня 1936 на пароходе Иван Каляев прибыли первые строители военной верфи

Интересные факты: 18 июня 1936 на пароходе Иван Каляев прибыли первые строители военной верфи

18 июня 1936 года в районе Никольского устья Северной Двины высадились первые строители, прибывшие на пароходе «Иван Каляев». Единственным капитальным строением на болотистом берегу залива был заброшенный Николо-Корельский монастырь. Первым комсомольским общежитием стал пароход «Иван Каляев» на котором прибыли строители. Пароходный гудок возвещал начало и конец рабочего дня.

Началом основания города Северодвинска послужило принятое постановление № 0-137сс Политбюро ЦК ВКП, Совета Труда и Обороны СССР от 31 мая 1936 года о строительстве судостроительного завода на берегу Белого моря в дельте Северной Двины - строительство было названо «Судостроем».

«Беспредельная, болотистая равнина, поросшая корявыми, рахитичными сосенками, серое унылое небо и полное безлюдие создавали невольное ощущение оторванности от всего мира… Среди вступивших «первыми» на землю было несколько десятков комсомольцев. В этой группе было мало людей с разочарованными лицами. Шли комсомольцы верными, широкими шагами, точно Колумбы по вновь открытой Америке. Начались первые дни освоения площадки. Работать было нелегко, каждый метр площади у болот приходилось отвоевывать с боем. Часто с моря дули холодные, пронизывающие ветра, которые, казалось, сметут прижавшиеся к земле брезентовые палатки и приютившихся в них людей. Некоторые, наименее устойчивые рабочие, брали расчет и уезжали. Слабость отдельных товарищей только увеличивала упорство оставшихся, сплачивала их в крепкий коллектив… Всех их объединяло упорство и чудесная, как фантазия, мечта – построить, несмотря ни на что, гигантский судостроительный завод и социалистический город, и ни где-нибудь, а на берегу Белого моря» (статья из газеты «Сталинец Судостроя», март 1937 года).

Стране был необходим крупный судостроительный завод на побережье одного из морей Северного Ледовитого океана. За первые четыре месяца была построена железная дорога до города Архангельска, по которой в ноябре 1936 года пошли первые грузовые составы. 1 апреля 1937 года постановлением ВЦИК новый населенный пункт при судостроительном заводе № 402 получил свой официальный статус и отнесён к категории рабочих посёлков с названием Судострой.

В 1938 году получил собственно статус города и имя Молотовск в честь советского деятеля Вячеслава Молотова. Город строился параллельно с судостроительным заводом номер 402 (ныне это знаменитый "Севмаш"). Строили и завод, и город в основном заключенные. По некоторым данным, было их тут до 50 тысяч. Столь масштабное строительство велось на Русском Севере впервые.

Есть еще такая легенда. Архитекторы, которым Сталин поручил проектирование верфи, решили поразить вождя масштабами работы. Изготовили макет Большого театра, а когда Сталин подошел к столу, накрыли театр, как игрушку, огромной коробкой. Именно таких размеров и было здание главного цеха верфи. Вождю сравнение понравилось…

До сих пор на фронтоне цеха просвечивает в солнечные дни написанное огромными буквами выражение товарища Молотова: "Нам нужна сильная Красная Армия, и нам нужен сильный Красный флот!". Сколько ни затирали эту надпись при различных вождях и властях, в ясный день она все равно "проявляется". После разоблачения культа Сталина и его сподвижников 12 сентября 1957 года город Молотовск был переименован в Северодвинск…
Чтобы добавить комментарий необходимо
ЕЩЁ ПУБЛИКАЦИИ