войти через Google+ войти через VK
Колесный пароход Гоголь | Архангельск
17.10.2014 1635
изображение: InfaGrad.ru

Колесный пароход Гоголь | Архангельск

Пароход–колесник Н.В. Гоголь построен В 1910-1911 году по заказу Северного пароходного общества на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде. Были построены два колесных пассажирских речных парохода стоимостью по 140 тысяч рублей каждый. Суда были однотипные, оборудованные по последнему слову техники начала ХХ века, названия параходов — «Н.В.Гоголь» и «Генерал Кондратенко» (позднее переименован в «А.И. Желябов»).

Следование пароходов в порт приписки было непростым. Пришлось пройти по Волге, Шексне, Северо-Двинской системе через Кубенское озеро и по реке Сухоне. Настоящие «сюрпризы» были впереди. Размеры шлюзов на Северо-Двинской системе были недостаточны для прохождения «Гоголя» и «Кондратенко». Суда пришлось разделить на три части: носовую, среднюю и кормовую. Пароходы были заново собраны в Михайловских мастерских Северного пароходного общества в Великом Устюге.

Первая навигация для «Н.В. Гоголя» началась в 1911 г. на линии Вологда — Архангельск; после 1 июля по мере спада воды он работал на линии Устюг—Котлас — Архангельск.

Путь из Вологды в Архангельск и обратно длился более восьми суток. Пароход пользовался популярностью у пассажиров, которые оценили хорошую библиотеку и буфет с большим ассортиментом блюд.

В 1918 году пароход «Н.В. Гоголь» был национализирован Советской властью и в его истории началась новая страница. 5 августа 1918 года пароход поступил в распоряжение заместителя председателя Архангельского губисполкома П.Ф. Виноградова и выполнял особые поручения командования, подвозя из тыла к месту боев пополнение, боеприпасы, продовольствие, а затем превратился в плавучий госпиталь VI армии. Изменился и внешний вид парохода. Вместо привычного белого, он был выкрашен в серый цвет, а на стенку его верхней палубы нанесли отличительный знак – красный крест.

Осенью 1919 года пароход в разобранном виде был перевезён по железной дороге в Петроград для ремонта. Через 2 года пароход возвратился на линию Архангельск-Вологда. Капитальные ремонты и переоснащение судна проходили каждые двадцать лет. Перед войной у парохода был заменён весь корпус. Фактически от судна 1911 года постройки остались только паровая машина и паровые котлы, которые были размещены в новом корпусе. Старый корпус был настолько прочен, что ещё несколько лет использовался как гостиница.

В годы Великой Отечественной войны «Гоголь» не стоял в стороне, а использовался как плавучее госпитальное судно и военный транспорт. После войны пароход вернулся к мирной жизни и работал на линии Котлас-Архангельск. Следующее обновление приходится на конец 50-х годов. В 1958—1959 годах в ходе ремонта машинные котлы были переведены с угольного на нефтяное отопление.

В 1972-1973 годах «Гоголь» прошел переоборудование и стал плавучей базой отдыха северодвинской «Звёздочки». Именно поэтому он не был сдан на слом, в отличие от других пароходов той же эпохи. С 1973 года «Гоголь» совершал рейсы-круизы по Северной Двине для работников завода «Звёздочка».

В 1994—1996 годах пароход прошёл очередную реконструкцию. При сохранении исторического внешнего облика судна внутренние помещения были переоборудованы для соответствия современным требованиям, предъявляемым к круизным судам. Северодвинские корабелы позаботились, чтобы 100 — летний юбилей судно встретило на высоте и во всей красе. «Н. В. Гоголь» не сдает свои позиции и продолжает использоваться на Северной Двине, теперь — в роли круизного ретро-судна.

Основные характеристики парохода «Н.В.Гоголь» в 1911/1992 гг.:
Число и тип паровых котлов: Два огнетрубных пролетных котла; 
Поверхность нагрева парового котла, м2: 83,4/83,4; 
Род топлива, расход:дрова 40 куб.м./сут / мазут, 62 т на 6 ходовых суток; 
Тип, мощность паровой машины:одна наклонная, тройного расширения, 360/380; 
Длина, м 66,5/70,7; 
Ширина по обносу, м: 16/14; 
Осадка в грузу, м: -/1,4; 
Скорость, км/ч: -/18; 
Ограничения по силе ветра: -/ 10-12 м/с (6 баллов); 
Кол-во пассажиров: 695/140

Параход–колесник Н.В. Гоголь - единственный в России действующий пароход-колёсник. Закладные доски парохода отмечают основные этапы его жизни: Постройка в Сормово, капитальные ремонты в Великом Устюге и Северодвинске.

Постановлением главы администрации Архангельской области от 14 июля 1998 года пароход «Н.В. Гоголь» объявлен памятником истории областного значения. Путешествия на его борту совершают не только корабелы «Звездочки» и их семьи, но и туристы со всей России и из-за рубежа, а также высокопоставленные гости города и области.

В 2007 году речной круиз по Северной Двине на пароходе «Н.В. Гоголь» был признан лучшим туристическим маршрутом по Архангельской области.
В 2011 году, пароходу «Н.В. Гоголь» исполнилось 100 лет.

Служба старейшего парохода продолжается.

ВИДЕО
Марго 2024-01-28 21:13
Пароход «Н.В. Гоголь» – единственный сохранившийся в России действующий двухпалубный колесный пароход американского типа.
Чтобы добавить комментарий необходимо
ЕЩЁ ПУБЛИКАЦИИ