Муниципальное образование «Северодвинск» создано его населением на местном референдуме 16 июня 1996 года и наделено статусом городского округа законом Архангельской области от 23.09.2004 № 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области».
Муниципальное образование «Северодвинск» входит в состав Архангельской области Российской Федерации. Полное наименование муниципального образования - муниципальное образование «Северодвинск», сокращенное наименование - Северодвинск.
Административным центром муниципального образования «Северодвинск», в соответствии с областным законом «О статусе и границах муниципальных образований в Архангельской области», является г. Северодвинск (до 1957 года - г. Молотовск), основанный в 1938 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11.08.1938. День города Северодвинска отмечается ежегодно в последнее воскресенье июля.
Состав территории Северодвинска
В границы Северодвинска, установленные законом Архангельской области от 23.09.2004 № 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области», входят территории города Северодвинска, поселков Белое Озеро, Зеленый Бор, Палозеро, Сопка, села Ненокса и деревень Таборы, Волость, Лахта, Солза, Сюзьма и железнодорожной станции Рикасиха. В границы Северодвинска входят также земли Северодвинского лесхоза и земли садоводческих товариществ.
Северодви́нск - город областного подчинения, ведущий промышленный центр Архангельской области и Северо-Запада России, расположен в 35 километрах к западу от Архангельска на побережье Белого моря. Основан как город-спутник крупнейшего судостроительного комплекса страны.
Территория муиципального образования «Северодвинск», в который входят близлежащие поселения, составляет 119 349 га. Площадь самого города - 12 051 га.
Географические координаты: 64° 34' с.ш., 39° 49' в.д.
Численность постоянного населения муниципального образования «Северодвинск» на 1 января 2015 года составила 187,3 тыс. человек: из них 186,2 тыс. человек - жители города Северодвинска; 1,1 тыс. человек проживают в сельской местности.
В среднегодовом исчислении численность трудовых ресурсов Северодвинска составила 116,3 тыс. человек, из них в экономике города занято 89,3 тыс. человек (48% общей численности постоянного населения).
Ведущей отраслью экономики Северодвинска является судостроение и судоремонт. Основу экономического потенциала составляют ОАО «ПО «Севмаш», ОАО «ЦС «Звездочка», ОАО «СПО «Арктика» на базе которых создан Северный центр судостроения и судоремонта Объединенной судостроительной корпорации. На судостроительных предприятиях трудится 36 тыс. человек (40% занятого в экономике населения города). Доля судостроения в объемах промышленной продукции Архангельской области около 25%. В Северодвинске развито производство пищевых продуктов, производство строительных материалов, мебельное производство, издательская и полиграфическая деятельность.
На территории Северодвинска функционирует: 765 предприятий торговли и 311 предприятий общественного питания. Бытовые услуги населению оказывает 645 субъектов малого и среднего предпринимательства.
Город образован из рабочего поселка Судострой в 1938 году. В 1938-1957 годах город носил имя Молотовск. В 1967 году был утвержден первый герб Северодвинска. На голубом щите изображались шестерня и чайка.
Волны в шестерне символизировали производство в Северодвинске подводных лодок.
Следующая версия герба Северодвинска утверждена в 1970 году решением исполкома Северодвинского городского Совета депутатов трудящихся Архангельской области. Автор герба - Н.С.Яковлев.
Форма геральдического щита - французская. Щит разделен по вертикали на 2 равные части. Правая часть окрашена в синий цвет, левая - в красный. Это цвета Государственного флага РСФСР. В верхней части щита, посредине, стилизованное изображение чайки. Под чайкой, в левой части щита - изображена часть шестерни. Внутри шестерни изображены 4 волны. Шестерня - символ развитой промышленности города. Чайка и волны - символ Белого моря, на берегу которого стоит город.
В соответствии с решением X сессии городского Совета народных депутатов XXI созыва от 10.03.1993 года и решением рабочей группы по разработке герба 2 июля 1993 года решением малого Совета № 176 был утвержден новый герб города: "В серебряном поле красный цветок шиповника, в оконечности щита - синяя волна". Использовано изображение герба в газете "Вестник геральдиста" №8 и фотография значка, присланные В.Марковым (Санкт-Петербург).
"Цветок шиповника" на гербе напоминает гребной винт подводной лодки.
Положение о гербе утверждено Постановлением Главы администрации города № 326 от 30 декабря 1994 года и действует с 1 января 1995 года. 10 мая 1995 года Постановлением главы администрации города Северодвинска №118 в Положение о гербе были внесены изменения.
В марте 1936 года Правительственная комиссия определила площадку для строительства новой, самой мощной, верфи – территорию в районе Никольского устья реки Северная Двина. Единственным капитальным строением на болотистом берегу залива был заброшенный Николо-Корельский монастырь – каменные строения XVII века.
Впервые монастырь упомянут в Двинской летописи 1419 года. В 1553 году к его причалу пристал корабль английского мореплавателя Ричарда Ченслера. И вплоть до возникновения города Архангельска (1584 г.) у стен Николо-Корельского монастыря действовал первый торговый порт России. К началу XX века древняя обитель утратила былое величие, а после 1917 года из монастыря были вывезены все культурные ценности.
Первые бригады строителей прибыли в Никольское устье на пароходе «Иван Каляев» в июле 1936 года. За четыре месяца была построена железнодорожная магистраль до Архангельска, быстрыми темпами началось строительство эллингов завода, жилых домов и социальных объектов. Рабочий поселок получил название Судострой. В 1938 году поселок был преобразован в город Молотовск (в 1957 году переименован в Северодвинск.
В 1939 году на заводе № 402 (с 1959 года – Севмаш) был заложен первый корабль – линкор «Советская Белоруссия». В годы Великой Отечественной войны кораблестроительная программа была приостановлена. Из 40 тысяч жителей города 14 тысяч человек ушли на фронт. Предприятие обеспечивало боеспособность кораблей Северного флота, ремонт иностранных транспортов, участвующих в Северных конвоях. В годы войны было отремонтировано 139 кораблей и судов. В 1941–1945 годах Молотовский порт стал одним из основных портов на Севере страны, обеспечивающим поставки лендлиза. Местные портовики обработали около 200 судов, 60 тысяч железнодорожных вагонов, приняли около 1 млн. тонн военных грузов.
В первые послевоенные годы завод № 402 продолжил строительство кораблей для ВМФ СССР. Основным профилем предприятия стала постройка подводных лодок. В 1955 году заводу было поручено важное государственное задание – создание первой отечественной подводной лодки с ядерной энергетической установкой. Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» была успешно передана в опытную эксплуатацию в 1958 году, а Северодвинск стал центром атомного подводного кораблестроения страны. К настоящему времени здесь построено 128 атомных подводных лодок – больше, чем на любой другой верфи мира. Выполняя программу создания атомного подводного флота, Северодвинск до 1992 года имел статус ЗАТО.
В 2008 году основные предприятия Северодвинска – ОАО «ПО «Севмаш», ОАО «Центр судоремонта «Звездочка», ОАО «СПО «Арктика» – вошли в состав «Объединенной судостроительной корпорации». В Северодвинске располагается офис самого крупного холдинга ОАО «ОСК» – ОАО «Северный центр судостроения и судоремонта». Градообразующие предприятия Северодвинска, развивая военную тематику, выпускают широкий спектр наукоемкой гражданской продукции: суда различных классов и назначений, морские платформы и буровые установки для добычи нефти и газа на шельфе Арктики, экспериментальные энергоблоки, транспортно-упаковочные контейнеры для отработанного ядерного топлива, гребные винты, оборудование для различных отраслей промышленности и народного хозяйства. Городская промышленность представлена предприятиями пищевой отрасли, сферы услуг, торговли.
В ноябре 2010 года решением Комиссии Правительства РФ по экономическому развитию и интеграции одобрен комплексный инвестиционный план (КИП) модернизации Северодвинска как моногорода на 2010-2020 годы. В ноябре 2012 года в рамках КИПа завершена реконструкция Архангельского шоссе – самой протяжённой дороги Северодвинска.
Начиная с 1936 по 24 декабря 1938 года руководство городом осуществлялось Архангельским горисполкомом. 24 декабря 1939 года в Молотовске прошли первые выборы в собственный горисполком. Председателем выбран Александр Степанович Родионов
С 1941 и по 1951 год руководство городом берёт на себя Иван Афанасьевич Плюснин 1-й секретарь Молотовского горкома КПСС. 28 апреля 1961 года в честь него названа одна из улиц города Северодвинска — улица Плюснина
Далее руководители Северодвинска указаны в хронологическом порядке: